Прибыв на место ДТП, волонтер обязан решать задачи в порядке убывания важности и срочности этих задач. Если же на место ДТП прибывает несколько волонтеров, то им необходимо действовать скоординировано. В идеале, один организатор должен координировать действия всех прибывших добровольцев и оптимально распределять их усилия.
Но прежде чем приступить к оказанию помощи, необходимо трезво оценить обстановку на предмет потенциальной угрозы наезда на участников ДТП и их ТС проезжающими автомобилями. Особенно должно насторожить расположение столкнувшихся ТС за закрытым поворотом, или после горки, скрывающей вас от приближающихся автомобилей. В этом случае недопустимо приступать к оказанию помощи, не приняв меры к информированию приближающихся водителей об опасности.
Итак, рассмотрим порядок действий на типовом ДТП с участием мотоцикла…Порядок действий на месте ДТП1. Не создавать аварийные ситуации, двигаясь к месту ДТП по оповещению.
2. Обеспечить свою безопасность и безопасность пострадавшего на месте ДТП.
3. Проконтролировать вызов скорой помощи и сотрудников ГИБДД.
4. Оказать необходимую медицинскую помощь пострадавшему.
5. При отправке пострадавшего в больницу постараться выяснить его контактные данные. Постараться отправить сопровождающего.
6. Найти свидетелей ДТП и записать их контакты.
7. Обеспечение сохранности улик и следов на месте ДТП.
8. Произвести подробную фотосъемку места ДТП.
9. Выяснить позицию второго участника/участников ДТП.
10. Проследить за корректностью объяснений пострадавшего, составления схемы ДТП, и иных документов, оформляемых инспектором.
11. Помочь инспектору описать повреждения мотоцикла, в случае если пострадавший мотоциклист не имеет возможности это сделать.
12. Установить наличие камер видеонаблюдения на месте ДТП, выяснить порядок запроса записанного материала.
13. Организовать эвакуацию разбитого мотоцикла, в случае если пострадавший мотоциклист не имеет возможности это сделать
Безопасное прибытие на место ДТП. Выезжая на место ДТП после получения оповещения, не забывайте о собственной безопасности. Даже если пострадал ваш товарищ, оставайтесь рассудительным и спокойным. Помните о других участниках дорожного движения и не допустите нового ДТП, двигаясь к месту случившегося.
Прежде чем приступить к оказанию помощи, необходимо трезво оценить обстановку на предмет потенциальной угрозы наезда на участников ДТП и их ТС проезжающими автомобилями. Особенно должно насторожить расположение столкнувшихся ТС за закрытым поворотом, или после горки, скрывающей место аварии от приближающихся автомобилей. В этом случае недопустимо приступать к оказанию помощи, не приняв меры к информированию приближающихся водителей об опасности.
Так же невозможно приступить к оказанию помощи, если столкнувшиеся ТС и пострадавший находятся посреди оживленной трассы с плотным движением. Вероятность того, что невнимательный водитель врежется в стоящие посреди дороги ТС огромна! Даже знак аварийной остановки в таких случаях часто незаметен, и оказывается под колёсами проезжающих автомобилей через несколько минут после установки.
Примите все возможные меры для предупреждения водителей об опасности, вплоть до полной остановки транспортного потока. Если необходимо, найдите добровольца среди проезжающих автомобилистов, попросите его предупреждать всех приближающихся водителей об опасности доступным ему способом.
Если ДТП произошло на неосвещенной ночной дороге, других транспортных средств по близости нет, знак аварийной остановки взять негде, единственный способ привлечь внимание приближающихся водителей – выставить свой мотоцикл, с включенными габаритными огнями и сигналом аварийной остановки так, чтобы фара освещала место ДТП. Если есть опасения, что аккумулятор быстро разрядится, заведите двигатель, обезопасив мотоцикл от угона, например, надетым замком на колесо. Помните, что направив фару головного света навстречу приближающимся ТС вы рискуете ослепить водителя и дезориентировать его относительно его положения на дороге.
Ни в коем случае не бросайтесь от своего мотоцикла к месту ДТП через движущийся транспортный поток! Переходите дорогу только убедившись, что вас пропускают!
Еще один фактор опасности исходит от самих поврежденных транспортных средств. Форма и расположение топливного бака и патрубков с горюче-смазочными жидкостями на мотоцикле часто ведёт к повреждению при ДТП и их разливу. Как не странно, далеко не для всех очевидно, что стоять в лужах, вытекших из разбитого мотоцикла, и уж тем более, курить рядом с ними, бросать зажженные спички – смертельно опасно.
Контроль вызова скорой помощи и сотрудников ГИБДД. Убедитесь, что сотрудники ГИБДД и скорая помощь уже вызваны. Не допускайте ситуацию, когда все находящиеся на месте ДТП думают, что в полицию и скорую помощь позвонил кто-то другой.
Кроме того сбитый мотоциклист часто сам не осознаёт необходимость оказания ему медицинской помощи, находясь в шоке после ДТП. Даже если человек утверждает, что с его здоровьем всё в порядке, но наблюдаются какие-либо боли, затруднения в движении, опухлости, ожоги, повреждения кожного покрова, необходимо убедить человека обратиться к медикам, так как шоковое состояние зачастую мешает пострадавшему адекватно оценить свое состояние после ДТП.
Вызываем скорую не раздумывая, если у пострадавшего нарушена речь, наблюдаются провалы в памяти, сознание замутнено.
Медицинская помощь пострадавшему. Более подробно об оказании первой медицинской помощи вы всегда можете узнать на организуемых программой Мотограждане курсах первой медицинской помощи.
Если же знаний волонтера в области медицины недостаточно, подъехавший на место ДТП обязан, прежде всего, стабилизировать состояние пострадавшего до прибытия скорой помощи.
В случае кровотечения, принять меры к его остановке. При этом, если на конечность накладывается жгут, то под него обязательно нужно подложить листок бумаги с информацией, когда жгут наложен.
В случае, если пострадавший находится без сознания, необходимо внимательно следить чтобы у него не произошло западение языка или захлебывание рвотными массами.
Если есть
признаки травматического шока (бледность, вялость, заторможенность или, наоборот, суетливость, пульс учащен — до 120 ударов в минуту и – ослаблен, тело покрыто холодным и липким потом, не имеющим запаха), то необходимо
следовать следующему алгоритму:1. успокоить пострадавшего, обеспечить ему неподвижность и покой;
2. согреть пострадавшего;
3. по возможности снизить болевые ощущения;
4. при кровопотерях и ожогах обеспечить пострадавшему питьё (ни в коем случае при повреждении пищеварительного тракта и живота);
5. скорейшая транспортировка в стационар.
Ни в коем случае не предпринимать самостоятельных попыток «вправить» конечности, или изменить их «неправильное» положение, в результате вывиха или перелома. Не предпринимать никаких попыток неквалифицированной медицинской помощи и оградить пострадавшего от желающих оказать ему подобную неквалифицированную помощь. В подтверждение этой аксиомы хочется привести большое количество примеров, когда попытка добровольных помощников вправить имеющийся, по их мнению, вывих приводила к тому, что имеющаяся на самом деле маленькая трещина в кости, после такой попытки, становилась сложным переломом со смещением и разорванными связками. А пострадавший до конца жизни уже не сможет нормально передвигаться.
Выяснение личности пострадавшего. При отправке в больницу необходимо постараться выяснить личность пострадавшего и его контактные данные. Если есть такая возможность, лучше отправить с пострадавшим сопровождающего.
Помните, что право оповещать родных и близких пострадавших или погибших в ДТП есть только у сотрудников МВД.
Поиск и опрос свидетелей. Очень важный вопрос, решить который необходимо сразу же после ДТП. Очень часто очевидцы не осознают важности показаний, которые они могут дать, и, посочувствовав пострадавшему, а то и просто поглазев, разъезжаются по своим делам. Если участники ДТП, в силу полученных травм или стресса, не могут опросить очевидцев и записать их контакты, это необходимо сделать подъехавшим добровольцам. Причем, сделать это нужно максимально оперативно. Помните! Каждая минута после ДТП уменьшает ваши шансы найти свидетелей! Важна каждая деталь. Например, челов ек, не видевший сам момент ДТП, но слышавший удар, может точно сказать, например, какой сигнал светофора горел для каждого из участников ДТП.
Так же необходимо знать, что показания свидетелей с места ДТП, указанных в первичном объяснении, данном сотруднику ГИБДД, будут приниматься во внимание в первую очередь.
Помните, что сотрудник ГИБДД – тоже человек, и на его представление о данном конкретном ДТП может повлиять всё, что угодно, начиная от личного отношения к мотоциклистам, заканчивая полуофициальными и негласными распоряжениями руководства. Поэтому, если есть возможность уговорить свидетелей дождаться приезда инспектора, это может сыграть ключевую роль в формировании позиции инспектора.
Обеспечение сохранности улик на месте ДТП. Следующая по значимости задача – оградить место ДТП, выставить знак аварийной остановки (его обязан иметь каждый автомобилист, в том числе и участник ДТП), а так же обозначить место для безопасной парковки подъезжающих волонтёров. Нахождение мотоциклов в этом месте должно не только не мешать остальным участникам дорожного движения, но и обеспечить максимально безопасное перемещение подъехавших волонтеров от места остановки к месту ДТП.
Среди подъехавших обязательно выделяется человек, контролирующий сохранность оставленного на мотоциклах имущества (рюкзаков, шлемов, перчаток…)
При выставлении знака аварийной остановки, а так же выставлении конусов или иных предметов, ограждающих место ДТП, необходимо учитывать расположение тормозных следов транспортных средств, следов на асфальте, оставленных упавшим мотоциклом, осыпей грязи от удара, и обеспечить их сохранность.
Особое внимание необходимо обратить предполагаемому месту столкновения. Обычно в этом месте на асфальте остается осыпь грязи, или иные следы. В дальнейшем следует проконтролировать, чтобы именно эта точка была внесена инспектором в схему ДТП. Иначе, инспектор может, не моргнув глазом, указать местом столкновения место остановки автомобиля после ДТП или место падения мотоцикла. Последствия такой ошибки могут быть весьма печальными.
Фотосъемка места ДТП. Даже если на месте ДТП стороны пришли к единому мнению о степени своей виновности в случившемся, необходимо провести детальную фотосъемку места ДТП. Делать какие-либо рисунки или составлять схемы не обязательно. Юридической силы они не имеют. А фотографии могут стать решающим аргументом в ходе судебных разбирательств. При этом необходимо, что бы фотографии четко запечатлели положение транспортных средств относительно друг друга, а так же относительно дорожной разметки и всех сколько-нибудь примечательных окружающих объектов (деревья, дорожные знаки, фрагменты строений и инфраструктуры). Совсем хорошо, если удастся сфотографировать место ДТП сверху. Например, из окна близлежащей многоэтажки. Также необходимо сфотографировать любые следы, оставленные при ДТП на асфальте и прилегающих объектах, с привязкой к месту их нахождения, для возможности проведения корректных экспертиз и восстановления полной картины ДТП.
Очень наглядно, для определения размеров царапин на асфальте, длинны тормозного, пути и т.д., положить рядом пачку сигарет или иной предмет стандартного размера.
Кроме того, не привязывайте фотографии к передвижным объектам (пластиковым наливным отбойникам, припаркованным автомобилям, временному ограждению)
Вопросы инспекторов дорожного движения о правомерности производимой вами фотосъемки не имеют под собой правовой основы, но чтобы не создавать конфликтную ситуацию с инспекторами ГИБДД, лучше ответить спокойным ровным голосом что-нибудь вроде: «Адвокат пострадавшего поручил мне выполнить фотосъемку места ДТП», - или: «Я корреспондент журнала «Мотоциклизм на Марсе», об этом ДТП и о доблестных сотрудниках ГИБДД будет написано в ближайшем номере. Спрашивайте во всех киосках…»
Опрос автомобилиста – 2-го участника ДТП. Необходимо в спокойной вежливой форме спросить у 2-го участника ДТП о его мнении о случившемся. Как он оценивает вину сторон, считает ли себя виновным, застрахован ли его автомобиль, по каким видам страхования и в какой страховой компании. Так же необходимо выяснить, готов ли водитель предоставить свои личные данные, если появится желание и возможность в досудебном урегулировании конфликта.
Действовать необходимо максимально корректно, помня постулат: «Вежливость – главное оружие вора!» Не забывайте, разные люди по разному ведут себя в стрессовых ситуациях. И в первый момент после ДТП сбившая мотоциклиста девушка может искренне раскаиваться и просить прощения, активно рассказывая о всех обстоятельствах случившегося. Но подъехавшая через 15 минут «группа поддержки» может в корне изменить её показания, поэтому, будет не лишним при подобных вспышках откровения незаметно включить диктофон на телефоне. Помните, улики и записи, полученные таким путем, могут быть отклонены судом в качестве прямых доказательств, но позволят пролить свет на обстоятельства ДТП и сформировать позицию следствия и суда ещё до вынесения судебного решения.
Кроме того, не стоит ничего доказывать ни подобным девушкам ни, тем более, «группе поддержки». В нашей стране выгораживание виновницы её мужчиной – это нормальная линия поведения, распространенная среди всех нас. Например, на инициированный нами опрос: «Взяли бы Вы вину в ДТП, которое совершила Ваша жена, на себя, как герой фильма «Вокзал для двоих»?» - большинство опрашиваемых ответило утвердительно…
Не стоит раздражаться на позицию виновника ДТП о своей категорической невиновности и отвечать на агрессию по отношению ко всем мотоциклистам (Летают тут без головы, смертники! Поубивал бы вас всех!). Это нормальная реакция в нашей стране. Подавляющее число водителей не готово брать вину на себя, даже если она очевидна. Лучше постарайтесь собрать максимум фактов для сотрудников Полиции. Помните, виновник ДТП в отличии от вас не может трезво оценить ситуацию из-за эмоционального всплеска, а на вашей стороне спокойствие, хладнокровие и опыт. Используйте эти мощнейшие инструменты!
Наличие или отсутствие страховки КАСКО (и уж тем более ОСАГО) может существенно повлиять на поведение второго участника ДТП. Многие ради копеечных выплат готовы на любой обман и подтасовку фактов происшествия. Помните об этом.
Кроме того, постарайтесь не допустить, чтобы 2-й участник ДТП надолго уединялся с инспектором. Не стоит провоцировать развитие коррупционного сценария.
Контроль объяснений мотоциклиста. Если сбитый мотоциклист не получил травм, и в состоянии сам описать произошедшее, то его показания лучше проконтролировать. Не факт, что после падения он сможет сформулировать что-нибудь внятное и убедительное. При этом, перед тем как советовать ему что-либо, максимально критично оцените возможность трактовки произошедшего инспектором и свой юридический опыт в оформлении подобных ДТП. И в случае малейших сомнений немедленно связывайтесь с профессиональным юристом. Поверьте, чем раньше подключить к разбирательству юриста, тем больше шансов на то, что не придется отвечать за несовершенные нарушения.
На практике же мы регулярно сталкиваемся с ситуацией, когда ничего не соображающий пострадавший, с трясущимися руками, пишет объяснение, которое ему надиктовывают ещё меньше соображающие в юриспруденции подъехавшие волонтеры.
Необходимо понимать, что юридический мир, в котором живут инспектора ГИБДД, следователи и судьи, а так же юридический язык, на котором они оформляют документы, в корне отличается от языка большинства здравомыслящего населения нашей страны. И совсем уж он далёк от той смеси диалекта Русского и Матерного, на котором общается большинство мотоциклистов. Поэтому подавляющее большинство советов и подсказок «доброжелателей» при оформлении документов являются юридически безграмотными, и значительно осложняет положение сбитого мотоциклиста. Поймите, в группе разбора никто не будет слушать объяснения мотоциклиста, о том, что в момент написания он находился в состоянии стресса.
В объяснении участника ДТП должны быть указаны личности и телефоны всех найденных нами свидетелей. Если свидетель «проявится» лишь на этапе следствия или судебных разбирательств, его показания могут поставить под сомнения.
При контроле схемы ДТП особое внимание необходимо уделить точке, указанной инспектором как место столкновения.
Кроме того, нигде не должно оставаться незаполненных пунктов и граф.
Описание повреждений мотоцикла. Если сбитый мотоциклист не может участвовать в следственных действиях, или его увезла скорая помощь, волонтеры помогают инспектору описать повреждения мотоцикла.
Необходимо помнить, что в настоящий момент инспекторам запрещено указывать возможные скрытые повреждения ТС. Поэтому описание должно быть максимально полным. При этом, желательно, чтобы оно включало в себя и детали скрытые от поверхностного взгляда облицовкой, кожухами или другими частями мотоцикла. Это существенно облегчит мотоциклисту последующее общение со страховой компанией.
Кроме того, описывая повреждения, следует учитывать, что составные части деталей мотоциклов необходимо указывать в полном объеме. Так, простой и неделимый, на первый взгляд, глушитель превращается в описании в корпус глушителя, накладку декоративную на глушитель, кронштейн крепления глушителя к подрамнику, выхлопной коллектор, защитный кожух коллектора, и т.д. Подобное внимание к деталям здорово поможет мотоциклисту впоследствии!
Используемый в настоящее время инспекторами ГИБДД бланк содержит очень мало места для описания повреждений ТС. Поэтому, либо вносить список необходимо очень убористым почерком, либо использовать оборот листа со специальными пометками.
Камеры видеонаблюдения. Если в районе ДТП имеются частные или государственные организации, чьи здания оборудованы системами видеонаблюдения, необходимо посетит администрацию или службу безопасности этих учреждений и выяснить порядок и сроки хранения отснятого материала, утвержденный порядок запросов и выдачи записей, а так же требуемые полномочия запрашивающей стороны.
Эвакуация мотоцикла. Если существует возможность не отправлять поврежденный мотоцикл на спец.стоянку ГИБДД, следует добиться разрешения инспектора организовать его эвакуацию. Оставив информацию о себе инспектору, и выяснив адрес эвакуации у сбитого мотоциклиста, если он не в состоянии заниматься эвакуацией самостоятельно, желательно сопроводить эвакуируемый мотоцикл к месту назначения.
Напомним, что оператор программы Мотограждане всегда готов организовать эвакуацию поврежденного мотоцикла. Для этого достаточно сделать заявку на горячий телефон программы.
Типовая ошибка! Сбитый мотоциклист отделался потертостями на экипировке, и всем подъезжающим заявляет, что с ним всё в порядке и никакая помощь ему не нужна. Все желают ему удачи и едут по своим делам дальше. Пострадавший, очевидно, сам не понимает, какая помощь ему может понадобиться. Да и порядок действий после ДТП ему вряд ли знаком. Так, давайте расскажем ему о том, что он, скорее всего, упустил из виду! Вот список типовых вопросов:
- Свидетели уже опрошены? Их телефоны записаны? Они готовы придти в группу разбора или суд? Может быть, ещё раз поговорить с ними?
- Место ДТП отфотографировано? Снимки сделаны с привязкой к объектам на местности? Есть ли панорамные снимки, отражающие положение всех ТС и прочих объектов после ДТП?
- Корректно ли указано место столкновения на схеме ДТП?
- 2-й участник ДТП признает свою вину? Как сам он комментирует произошедшее? А что это он передаёт инспектору, сидя в автомобиле ГИБДД?
- Есть ли знакомый адвокат? Проведена ли с ним хотя бы устная консультация? Может быть, имеет смысл вызвать его сюда, на место ДТП, чтобы в последствие не возникло осложнений?
- Заглянул ли кто-нибудь в соседнее здание? Наверняка в том учреждении имеется своя служба безопасности, и виднеющиеся вон там камеры наблюдения, скорее всего, принадлежат им. Их записи можно будет использовать в ходе следствия или судебных разбирательств!
- Понадобится ли после оформления помощь эвакуатора? Есть ли телефон программы Мотограждане?
Поверьте! Минимум, о половине приведенных выше вопросов сбитый мотоциклист даже не задумывается!