Honda – путь к мировому господству Honda – мировой гигант в авто и мото индустрии, диктующий свои правила и законы, прошел свой нелегкий путь от основания и до сегодняшнего дня – до мирового господства. Все начиналось, как это часто бывает, с одного человека и его гения, Соичиро Хонды (Soichiro Honda).
Родился Хонда в бедной семье в 1906 году. Не закончив школу, он с 16 до 22 лет работал в автомастерской в Токио, где набирался опыта, знаний и средств. В 1928 году Хонда открыл свою собственную мастерскую в своем родном городе. В том же году он получил свой первый патент за использование стальных спиц вместо деревянных. В 1937 году Хонда основал компанию Tokai Seiki Heavy Industry. В 1938 изобрел поршневые кольца, производством которых и занимался.
После войны из-за разрухи пришлось компанию продать, покупателем оказалась Toyota. Но на этом все не закончилось:). В 1946 году он основал новую компанию под названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda Technical Research Institute) и построил новый завод площадью 165 м2 (как для производства-площадь мизерная).
Хонда переделывал военные моторчики от бензогенераторов и устанавливал их на велосипеды: в то время это было круто и новаторски, эти «байки» пользовались большим спросом. Но оказалось, что склады не резиновые и стал вопрос о разработке своего двигателя. И в 1947 «родился» первый прототип 2-тактного двигателя A-type объёмом 50 куб. см и мощность в 1 л.с. ( кто бы мог подумать:) ). В том же году началось их массовое производство. Они стали настолько популярны, что деньги в компанию полились рекой. В следующем году Хонда переименовует название компании на более современное — Honda Motor Company.
В 1949 году был выпущен легендарный мотоцикл Dream (мечта) с объемом двигателя 98 кубов. В это же время в компанию пришел работать Такео Фуджисава, который в итоге стал вторым отцом-основателем компании. Между Такео и Хондой существовало разделение труда: Хонда занимался конструкторскими, технологическими и производственными задачами, а Такео – маркетингом и корпоративным управлением.
В 1950 году началось расширение компании, был построен офис в Токио, куплена швейная фабрика и переоборудована под изготовление мотоциклов Dream Type D, а затем в 1951г. Dream Type E,
который развивал скорость 70 км/ч. В 1952 году был построен завод в Shirako в провинции Сайтама, где выпускали двигатели Cub Type F объёмом 50 куб. см и мощностью 1,2 л.с.
1954 стал знаменательным тем, что впервые в истории Японской промышленности начался экспорт: скутер Juno K-type попал на рынок США.
Благодаря технологическому прорыву Honda получает возможность участвовать в мотоспорте – её команда принимает участие в международной мотогонке
San Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании. Соичиро Хонда впервые заинтересовался автопромышленностью, что вскоре даст свои результаты.
Из-за большого количества строительства компания в 1955 году была на гране банкротства, но случилось чудо. В Японии ввели новые дорожные правила и мототехника стала очень популярной. Компания не только «стала на ноги» но и превратилась в лидера по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное количество конкурентов. Тогда же Honda приняла участие в первой японской гонке Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 куб. см, получив к тому же приз за конструкцию. В последующие годы побед Honda было настолько много, что это уже отдельная история. Были выпущены новые модели – Benly JB, Dream SA, Dream SB-type.
В 1959 Honda по производству мотоциклов стала крупнейшей компанией в мире. Что привело к основанию компании American Honda Motor в США. 13 мая 1959-го года в продаже появился необычный мотоцикл Honda Benli Super Sport СВ92 с двухцилиндровым четырехтактным двигателем 125 см3. Это был первый серийный спортивный мотоцикл Honda. СВ92 стал культовым мотоциклом, родившимся с характером спортсмена. До сих пор многие гонщики тех лет считают, что Honda СВ92 образца 1959-го года — лучший в мире мотоцикл.
Но, он не был слишком простым в управлении: высокооборотный двигатель, развивавший 15 л.с. при 10500 об/мин, совершенно не желал тянуть при оборотах ниже 7000 об/мин. Кроме того, обладал резким сцеплением, требующим определенного мастерства. Но мотоцикл был настолько хорош, что тысячи людей готовы были мириться с таким характером, переделывая под него свой.
Вслед за СВ92 рынок получил и более мощный Dream Super Sport СВ72 с мотором 250 см3. Оба мотоцикла доминировали на гоночных трассах и вскоре стали воплощениями стандарта в своих классах. Следом вышел мотоцикл Dream СВ450: 43 л.с., пиковая скорость — 180 км/ч – мотоцикл предназначался для американцев, но почему-то не нашел своего распространения… Вскоре поняв свои ошибки Хонда выпускает Dream СВ750 — большой байк, который стал любимцев для американских мотолюбителей: 67 «лошадок», 200 км/ч, он моментально стал мировой сенсацией, первым в мире супермотоциклом.
В 1960 году центр исследований и разработок становится отдельной компанией – Honda R & D Co., Ltd.
В 1961 объём продаж мотоциклов Honda достигает 100000 в месяц – впервые в этой отрасли. Начинается производство мотоциклов в Тайване и открывается представительство в Германии – Honda Deutchland GmbH. Тогда же появился на свет мотоцикл CL72, который отличался высокой легкостью, проходимостью и универсальностью.
В те времена дороги не отличались высоким качеством, поэтому этакий «вездеход» стал любимцем миллионов.
В 1962 году компания создала заводы по производству оборудования, станков и всего необходимого для производства своих мотоциклов. Это было очень важным событием, потому что теперь можно было создавать специализированное оборудование, автоматизировать производство.
Тогда же появился Honda СR110 первого поколения, который оснащалась 50-кубовым четырехтактным двигателем мощностью 7,5 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач.
Модель мгновенно стали любимой игрушкой состоятельных мотоциклистов еще и благодаря тому, что к ней предлагалось множество вариантов заводского тюнинга — вложив некоторую сумму денег можно было получить настоящий мотоцикл «Гран- при».
Окончательно закрепившись в лидерах на моторынке, Хонда приступила к разработке автомобилей и в 1963 году выпустила свой первый автомобиль – небольшую спортивную модель S500.
В 1964 году Honda впервые заявила о своих планах участия в гонках Formula 1 и выступила в классе 1500 куб.см на гонках в Германии в том же году.
1965 год стал годом первой победы Honda в Формуле-1 – в Мехико, в классе 1500 куб.см Honda выигрывает Гран-При. В Лондоне открывается великобританское представительство Honda.
Появляется на свет СВ450, который оснащался мощной рамой, производя всем своим видом впечатление солидного мотоцикла.
Двухцилиндровый четырехтактный двигатель Honda объемом 444 см3 обладал мощностью 43 л. с. при 8500 об/мин и разгонял мотоцикл до скорости 180 км/ч. Мотоциклы СВ450 первых выпусков назывались К0, позже после модернизации 68-го года, в результате увеличения мощности до 45 л.с. и введения в конструкцию пятиступенчатой коробки передач, модель получила индекс К1.
В 1967 году Honda одержала еще одну победу в Формуле-1 – в классе 3000 куб.см на Гран-При Италии.
1968 год стал в некотором роде юбилейным – в США был выпущен миллионный мотоцикл Honda. В французском Гран-При Формулы-1 Honda заняла второе место.
В 1969 году мир увидел Хонда СВ750Four. Представление на токийской выставке модели Honda Dream CB750 Four буквально вызвало эффект разорвавшейся бомбы, все были в шоке — крупногабаритный мотоцикл с мощной дуплексной представлялся как не имеющий аналогов в мире. СВ750 стал первым массовым мотоциклом с дисковым тормозом переднего колеса. В те времена СВ750 был лучшим: 67 л.с. при 8000 об/мин, 218 кг.
В 1973 году Такео Фуджисава и Соичиро Хонда формально ушли в отставку, но даже после этого Хонда стремился лично испытывать каждую новую модель.
В 1978 появилась на свет Хонда СВХ: литр рабочего объема, шесть цилиндров в ряд, 225 км/ч.
Honda СВХ1000 — самый быстрый дорожный мотоцикл конца 70-х. НА удивление двигатель получился довольно компактным, динамика и управляемость мотоцикла была идеальной.
Его сердцем был 1047-кубовый двигатель с воздушным охлаждением, двумя распределительными валами и 24 клапанами. Потомок многоцилиндровых гоночных двигателей «Хонды» 60-х гг., он при мощности 77,2 кВт (105 л.с.) плавно разгонял «СВХ» до 217 км/ч. Наклоненный вперед ряд его цилиндров с сияющими выхлопными трубами был оставлен открытым для максимального зрительного эффекта.
О был оснащён, ВНИМАНИЕ,
вентилируемыми дисковыми тормозами!
Спроектированный как полностью спортивный мотоцикл бывшим инженером Гран-при Шоихиро Иримажири, «СВХ» отличался гладким, сдержанным дизайном и использованием двигателя в качестве конструктивного элемента стальной рамы. Устойчивая подвеска обеспечивала мотоциклу хорошую управляемость несмотря на его большую массу. Ни один из соперничающих мотоциклов не сочетал так удачно скорость, плавность и энергию. К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы «СВХ» хорошо продавался, в частности, на важном рынке США. В 1981 г. мотоцикл несколько переработали и снабдили обтекателем и пневматической подвеской с одиночным амортизатором. Модель «СВХ-В» была спортивно-туристической и продавалась хорошо. Но она не сохранила внешней привлекательности прежнего «СВХ».
1982 году СВХ стал достоянием истории:).
Несомненно, самым чистокровным родстером фирмы «Хонда» в начале 80-х гг. был «CB1100R» с экзотическим рядным четырехцилиндровым двигателем (1062 см3). Его выпускали штучно, в основном для участия в престижных гонках на длинные дистанции — например, шестичасовой гонки «Кастрол» в Австралии. Дальнейшим развитием модели «СВ900» стал «CB1100R». Его улучшенный двигатель 84,6 кВт (115 л. с.), самый мощный из мотоциклетных «четверок», дополняли усиленное шасси и гоночный обтекатель. Он был непобедим не только на треке, но и в дорожных гонках.
Одним из самых новаторских мотоциклов фирмы «Хонда» в 80-е гг. был «СХ500 Турбо», «СХ500 Турбо» был выдающимся техническим достижением, но не выдающимся мотоииклом.выпущенный в 1981 г. Не столько практический, сколько экспериментальный, «Турбо» использовал самый маленький в мире двигатель V2 с турбонаддувом. Это повысило его мощность с 36,8 до 60,4 кВт (50-82 л. с). Шасси «СХ» было существенно переработано, а обтекаемость увеличена. Несмотря на большую массу, получился быстрый, устойчивый и удобный спортивно-туристический мотоцикл. Но характеристики «СХ» не соответствовали его сложности и высокой цене, и немногие решились на такую покупку. После первого увеличения двигателя в модели «СХ650 Турбо» и создания тремя другими японскими фирмами своих мотоциклов с турбонаддувом фирма «Хонда» прекратила этот эксперимент.
В 1990 году месячное производство байков Хонда стало около 3млн. А уже в 1997 году Хонда выпускает 100 миллионов.
На сегодняшний день Хонда является лидером по производству мотоциклов и является одним из лидеров по производству автомобилей. До сих пор Хонда остается независимой компанией, и не стремится входить в концерны, как стало принято в наши дни. Что свидетельствует об уверенности в себе и имении средств и интеллектуального потенциала.
Хочу отметить, что Хонда является одной из немногих компаний, которая начинала свою историю производства именно с мотоциклов, что заслуживает большого уважения. Наверно, поэтому эта компания и является одной из самых лучших в мире.
Взято здесь:
http://bikepost.ru/blog/honda/439/honda-put-k-mirovomu-gospodstvu.htmlИ часть здесь:
http://mototex.ucoz.ru/publ/7-1-0-34